FOX NOTES все о бонистике

 

КАТАЛОГ     МАГАЗИН     ФОРУМ    ПОРТАЛ    СПРАВОЧНАЯ    КОНТАКТЫ    ЕМАИЛ

 

Статьи по бонистике
 
Общегосударственные выпуски
Гражданская война
Частные выпуски
Военные выпуски
ГОЗНАК
Иностранные Государства
Фальшивомонетничество
Реставрация
На правах рукописи
 
СТАТЬИ
ДОКУМЕНТЫ
БИБЛИОГРАФИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

 
 

FOX NOTES. Продажа бумажных денежных знаков. Бон.

АВТОР Лазарев В.А.
НАЗВАНИЕ Разбор статьи М. Владимирского «Уточнение атрибутики казначейских билетов главного командования ВСЮР»
ОПУБЛИКОВАНА  
ИСТОЧНИК ИНФ. www.bonistikaweb.ru
   

Разбор статьи М. Владимирского «Уточнение атрибутики казначейских билетов главного командования ВСЮР», опубликованной в: Коллекционер: Сб. статей. Вып. 40-41/Союз филателистов России, М.: 2005.
 

Цитата:

Известно, что ВСЮР-знаки печатались в ряде экспедиций заготовления государственных бумаг белого Юга. Эти экспедиции размещались в следующих городах, некоторое время находившихся под контролем белых сил: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Симферополь, Киев, Одесса, Новороссийск и Феодосия.

Первым делом категорически утверждаю, что автор ошибается: ни в Ростове, ни тем более в Новочеркасске, никогда не печатался ни один номинал билетов ГК ГК ВСЮР! Вооружённым Силам принадлежали 4 экспедиции: Первая – Новороссийская (которая с марта 1920 г. стала Феодосийской); Вторая – Одесская; Третья – Киевская; Четвёртая – Симферопольская (преобразована из Правительственной литографии в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг ВСЮР примерно в августе – сентябре 1919 г.). Никакого приоритета у Первой Экспедиции перед всеми остальными никогда не было. Номера присваивались Экспедициям последовательно, по мере их поступления под эгиду Управления Финансов ВСЮР. Первой появилась Новороссийская Экспедиция (30 апреля 1919 г. ст. ст.). Второй стала Одесская Экспедиция, перешедшая в готовом виде в руки Управления Финансов 12 августа 1919 г. (ст. ст.). Третьей стала Киевская Экспедиция, перешедшая также в готовом виде в руки Управления Финансов 18 августа 1919 г. (ст. ст.). Четвёртой стала бывшая Правительственная литография, подчинявшаяся ранее непосредственно председателю Особого Совещания и выполнявшая его заказы. Когда именно (число и месяц) Правительственная литография перешла в подчинение Отделу Финансов, мне пока установить не удалось. Ясно одно – случилось это после взятия белыми Киева (в противном случае она была бы не четвёртой, а третьей). Изготовление билетов ГК ГК ВСЮР было доверено исключительно Экспедициям ВСЮР. Ростовская и Новочеркасская Экспедиции к таковым не принадлежали и ВСЮРовских денег не печатали. За это я ручаюсь!

Цитата:

…Феодосийской экспедиции (заведующий экспедицией А. А. Ковалев и инженер И. О. Барановский).

Хочу спросить автора – он случайно не путает фамилию заведующего Экспедицией? Может, не А. А. Ковалёв, а А. А. Коновалов?



Цитата:

Ещё одно моё предположение: я считаю, что литеру «А» в номере купюры присваивали головной экспедиции. Вначале такой для белого Юга была Ростовская, хотя она и находилась в формальном подчинении Донскому правительству, а не Управлению финансов ВСЮР; после падения Ростова головной стала Новороссийская (первая экспедиция, оборудованная силами ВСЮР), а после ухода белых в Крым — Феодосийская.

Ещё раз поясняю – не было никакой «головной» Экспедиции. Все Экспедиции ВСЮР были совершенно равнозначны. Об этом свидетельствует ещё и тот факт, что сам начальник всех четырёх Экспедиций ВСЮР профессор Михайловский возглавлял не Первую Экспедицию, а Третью (в Киеве). Ростовская ЭИДЗ никакого отношения к Управлению Финансов ВСЮР не имела и сотрудничала с ним в каждом конкретном случае исключительно по распоряжению Отдела Финансов Всевеликого Войска Донского. По каждому факту исполнения какой-либо просьбы Управления Финансов ВСЮР в Ростовскую Экспедицию присылалось письменное распоряжение Отдела Финансов Всевеликого Войска Донского. После исполнения такой «просьбы» Ростовская ЭИДЗ всегда посылала в отдел по кредитным установлениям Отдела Финансов ВВД отчёт об этом! Например, хочет заказать Новороссийская Экспедиция у Ростовской клише 50 коп., 1 р. и 3 р. Она для этого должна сначала обратиться в Управление Финансов ВСЮР, а оно после этого должно обратиться в Отдел Финансов ВВД, а уже Отдел Финансов даст указание Ростовской Экспедиции – выполнить просьбу (так и писали – «просьбу») и вместе со своим распоряжением пришлёт отношение Управления Финансов ВСЮР. После исполнения ЭИДЗ в обязательном порядке писала подробный отчёт о проделанной работе. И так по всякому поводу! Никакого прямого общения между Управлением Финансов ВСЮР и Ростовской ЭИДЗ не было (за исключением экстренных случаев), не говоря уже об общении между Ростовской ЭИДЗ и какой-либо из Экспедиций ВСЮР.

Забегая вперёд, отмечу, что печатание донских денежных знаков во ВСЮРовских Экспедициях оформлялось как заказ Донского правительства. И так поступали даже в период нахождения Донского правительства в эвакуации (в Крыму).



Цитата:

5 руб., «А», (пробные) — Феодосия, водяной знак «звезды» — до второго завоза «мозаики»

Не согласен! Я видел несколько таких пятёрок с напечатанными на обороте новороссийскими продуктовыми карточками (к сожалению, дата выдачи на них была всегда отрезана). Крайне сомнительно, чтобы недопечатки пятёрок возили из Крыма в Новороссийск ради того, чтобы напечатать на них карточки. Хотя не исключено, что эти пятёрки печатались одновременно в Новороссийске и в Феодосии. Но я в это не поверю, пока сам не увижу напечатанную на обороте феодосийскую продуктовую карточку! У меня даже как-то был спор с одним бонистом, который с пеной у рта утверждал, что у него дома есть именно такая карточка. Но, когда мы с ним стали смотреть его пятёрку, оказалось, что карточка тоже новороссийская!



Цитата:

Все вышесказанное наводит на предположение, что хотя рисунки двух этих купюр и были выполнены в разное время, их вполне могли печатать одновременно, когда в этом возникла реальная необходимость. И такая ситуация действительно имела место, когда в июне 1920 г врангелевская Русская армия на несколько месяцев отбила у красных Северную Таврию. Цены продуктов питания на этой территории оказались в несколько раз ниже чем и белом Крыму и это вынудило Управление финансов белого Юга срочно принять меры по выпуску денежных знаков мелких номиналов. В крымских газетах того-периода упоминалась такая проблема; Так, 18 июня 1920 г газета «Юг России» (Севастополь) писала: «Как нам сообщают, [Феодосийская] экспедиция <...> вновь переживает кризис: в связи с продвижением нашей армии к северу увеличилась потребность в выпуске денежных знаков, особенно мелкого достоинства. Ныне приняты меры к доставке новых машин для печатания денежных знаков». На дату этой публикации можно примерно ориентироваться, определяя начало печати в Феодосии 3- и 5-рублевых знаков.

Опять не согласен! 18 июня 1920 г. 5 рублей и 3 рубля уже практически ничего не стоили и мелкими дензнаками считались, вероятнее всего, все боны мельче 1000 рублей (именно в этом причина одноцветности бонов в 100, 250 и 500 рублей). Мне довелось как-то прочитать отчёт Управления Финансов ВСЮР за первое полугодие 1920 г., в котором сказано, что в Крыму находится в обращении примерно 18 миллионов экземпляров фальшивых пятисотрублёвок образца 1920 года! Но эти 18 миллионов экземпляров составляли не более 20% от общего количества пятисоток! Представляете масштаб подделок и масштаб инфляции?! И кому после этого нужны 3 и 5 рублей? Я считаю, что 3 рубля выпущены в декабре 1919 г., а 5 рублей намечались на март-апрель 1920, но из-за стремительного наступления красных их просто не успели довести до кондиции, и бросили в Новороссийске, который был взят красными 14 марта 1920 г. (ст. ст.).



Цитата:

Следующие комментарии касаются купюр в 200 рублей и 10.000 рублей (они печатались только на «мозаике»). Выпуск с литерой «А» был начат в Новороссийске и был продолжен в Феодосии на вывезенной из Новороссийска «мозаике». Затем после второго завоза «мозаики» в Феодосию в августе произошла смена литеры на «Я» для Феодосии. Здесь возникает несовпадение с каталогом по литере «А»: во-первых, это не Симферополь (из-за «мозаики»)…

Если бы всё обстояло действительно так, то чем объяснить явную разницу в качестве печати бонов с литерой «А» и с литерой «Я»? До июля старались, а с августа стали работать тяп-ляп? Невооружённым глазом видно, что боны с литерой «А» (которые я отношу к Симферополю) отпечатаны заметно качественней, чем с литерой «Я». Это касается и 200-рублёвок, и всех остальных номиналов (в том числе и донских!). Да и оттенками они разнятся довольно сильно. Уверен, что никто многопрогонные 200 рублей в августе 1920 г. печатать не стал бы, это слишком долго и дорого! Ведь уже ходили одноцветные 100, 250 и 500 руб. Я отношу 200 рублей серии «Я» к апрелю 1920 г. Что же касается 200 рублей серии «А», то тут и гадать нечего. Дату и место выпуска я установил по ростовской газете «Приазовский Край»: 10 декабря 1919 года, Симферополь. В Симферополе имелось очень хорошее оборудование, оставшееся от Правительственной литографии. Думаю, этим и объясняется более качественная печать симферопольских бонов. В Феодосии же использовались станки, которые пережили нещадную эксплуатацию в Новороссийске, а потом ещё эвакуацию и переезд по морю. Отсюда и явно худшее качество печати в сравнении с Симферополем.



Цитата:

Кроме того, начальное северокавказское происхождение 10.000-рублевок подтверждает и моя находка в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ). Мной была найдена ведомость [6] приема от красноармейцев знаков этого номинала при их аннулировании в апреле 1920 г. Знаки эти не могли быть крымскими (симферопольскими, как указывает каталог), ведь Крым был ещё у белых; остается либо Ростов, либо Новороссийск. Поскольку там использована бумага с в/з «мозаика», то это Новороссийск.

Так, во-первых, найденная ведомость о приёме 10000-рублёвок от красноармейцев совершенно ничего не значит! Я подобные документы тоже читал. В них ясно сказано, что прибывающие с Южного фронта красноармейцы привозят с собой белогвардейские 10000-рублёвые дензнаки и сильно возмущаются, когда выясняется, что эти дензнаки обменять на советские нельзя, т.к. они в Советской России не ходят. Вот в какой-то момент и было принято решение разрешить обмен 10000-рублёвок ГК ГК ВСЮР красноармейцам, прибывающим с Южного фронта. Но только по одному дензнаку в одни руки! После обмена эти боны оформлялись как аннулированные…



Цитата:

Наконец, два варианта цвета купюр этого номинала указывают на разные выпуски разными экспедициями — Новороссийской и Феодосийской. Это обстоятельство отмечали и эксперты из Феодосии в июле 1920 г. Отмечалось, что у купюр новороссийского тиража «оранжевая краска светлее, контур жирнее» [7]. При этом эксперты не указывали в своем заключении на различие литер, как на характерный признак экспедиции. Поскольку это заключение датировано июлем 1920 г, т.е. до второго завоза «мозаики» в Феодосию, то можно с уверенностью считать, что на момент проведения экспертизы в июле переход на литеру «Я» еще не произошел — это было сделано не раньше августа после второго завоза «мозаики». До этого момента 10.000-рублевые знаки печатались в Феодосии с той же литерой «А».

О каких экспертах идёт речь? С какой радости проводилась экспертиза 10000-руб. бонов? Уж не о фальшивых ли бонах идёт речь? Прошу привести текст «заключения», на которое ссылается автор. Вообще, всегда предпочтительней давать именно текст документа целиком, чем ссылку на фонд №, опись №, дело №, лист №. Читателю вся эта заумь с номерами ничего не говорит. Вы ведь не на защите диссертации…



Цитата:



Считаю, что знаки образца 1920 г других номиналов (100 и 250 рублей) печатали только в Феодосии. Сначала (до второго завоза «мозаики») в работу шла бумага с различными водяными знаками, а после августа использовалась «мозаика».



Не согласен! Хочу обратить внимание автора на особенности начертания цифр серийных номеров ВСЮРовских бонов. Очень характерно выглядит цифра «3». Начертание этой цифры настолько своеобразно, что спутать её с тройкой другого образца просто невозможно! И такая тройка в номере характерна именно для Симферопольской Экспедиции (литера «Ч»). На не вызывающей сомнения в своём Феодосийском происхождении 25000-рублёвой боне никогда не встречаются тройки такого начертания! То же самое можно сказать и о 500-рублёвке. Отсюда я осмеливаюсь сделать вывод: 100 и 250 рублей серии «АА» (на трофейной бумаге), для которых характерна именно такая тройка, печатались в Симферополе! И качество печати у них лучше, что также является косвенным подтверждением их Симферопольского происхождения!



Цитата:

500 рублей — «А» Новороссийск, затем Феодосия

Вот с этим, пожалуй, соглашусь. Деваться-то некуда, раз документ в архиве имеется! Но хотелось бы всё же этот документ самому прочитать. Дайте полную цитату документа!



Цитата:

Для купюр, номера которых начинались с литеры «Б», возможны два варианта. Более вероятно, что одна литера (в данном случае «Б») соответствует одной экспедиции – либо новороссийской, либо симферопольской. Но поскольку, по нашему мнению, в симферопольской экспедиции вообще не применяли бумагу с «мозаикой», то для этого варианта остается только Новороссийск. Причем, купюры без в/з печатали до тех пор, пока в Новороссийск не поступила «мозаика» первого завоза. Известны такие знаки серий БА, ББ и БВ. Затем в Новороссийск привезли бумагу с «мозаикой», произошло это в 20-х числах ноября. С этого времени печать продолжалась на бумаге с «мозаикой» и с серийными номерами БГ, БД и т.д.

Согласен, за исключением утверждения о «мозаике»!



Цитата:

…печать в Симферопольской экспедиции 1000-рублевой купюры была неоднократно заявлена в газетах [10]. Происходить это могло во второй половине октября 1919 г. Указание каталога 2000 г на Феодосию отвергаю полностью, поскольку эта литера не характерна для экспедиции этого города. Там использовались только литеры «А» до августа 1920 г и «Я» (после августа).

Ссылка на газеты в данном случае притянута за уши! Что касается 1000-рублёвки с мозаикой и серией Б, то, после просмотра большого количества 1000-рублёвок, я согласен отнести её к Новороссийску, т.к. форма цифр номера указывает именно на это!



Цитата:

Теперь об утверждении В. А. Лазарева, приведенном в каталоге 2000 г., о том, что литера «Ч» соответствует Симферопольской экспедиции, а «Я» — Феодосийской. В принципе я с ним согласен, но считаю, что так произошло не сразу. А значит вариант с литерой «Б» для симферопольской экспедиции полностью не исключен.

Считаю, что исключён! Предлагаю сравнить цифры серийных номеров Новороссийска и Симферополя. Разница в начертании очевидна! Особенно в отношении цифр 3, 4 и 5.



Цитата:


Знаки с литерой «А» с текущим номером на бумаге без в/з уверенно относим к Ростовской экспедиции, точнее к её Новочеркасскому филиалу, как указано в одной из газетных заметок. Считаю, что и вся подготовка рисунков, а затем и литографских камней «колокольчиков» происходила в Ростове. Поскольку знаки с литерой «А» имеют текущий 7-значный номер, то по аналогии с нумерацией Донских знаков можно предположить, что знаки с этой литерой соответствуют первому тиражу 1000-рублевок, причем каждая купюра получала свой уникальный номер. Позже выпускались знаки с серийными номерами, и номер серии был одинаковым для многочисленных знаков всей серии. Тогда получается, что ростовско-новочеркасский тираж — самый первый из трех.



Лихие выводы. Раз-два и всё решено! Но решено на двойку! А что касается газетных заметок, то к ним надо относиться весьма критически. Газеты в гражданскую войну питались слухами и поэтому часто писали чушь! Я могу порекомендовать одну екатеринодарскую газету, которая в октябре 1920 года в течение нескольких дней на полном серьёзе огромными буквами писала, что Петроград уже взят Юденичем и там идут уличные бои. Почему-то никто из историков не ссылается на подобные газетные публикации и не пишет на их основании, что Петроград был таки взят Юденичем, но потом каким-то образом оказался в руках красных. И 7-значных номеров ни на ВСЮРовских, ни на донских бонах не было! Кроме того, донские боны начинали нумеровать не с серии «АА», а с серии «АБ». Серия «АА» в Ростове никогда не использовалась. Так что никаких аналогий с донскими не получается! Ещё раз прошу запомнить, а лучше записать для памяти: НИ ОДИН НОМИНАЛ БИЛЕТОВ ГК ГК ВСЮР НИКОГДА НЕ ПЕЧАТАЛСЯ НИ В РОСТОВЕ, НИ В НОВОЧЕРКАССКЕ!!! В Новочеркасске изготавливались следующие боны: 1). Все номиналы 5% краткосрочных обязательств ВВД; 2). 3 и 5 рублей донского образца; 3). 25 рублей донского образца (серия «К»). Всё, больше НИЧЕГО! Подробности по донским бонам Новочеркасской ЭЗЦБ можно узнать в моём каталоге: http://banknotes-don1.narod.ru и http://banknotes-don2.narod.ru Вход в каталог свободный, никаких регистраций, паролей или денег не требуется!



Цитата:

Итак, первые тиражи 1000-рублевых купюр печатались почти одновременно в трех экспедициях: Ростова/Новочеркасска с литерой «А» [11], Новороссийска или Симферополя — с литерой «Б» без в/з; и Одессы с литерой «О» [12]. И в обращение они были выпущены практически одновременно — в конце октября 1919 г. Более поздний тираж — новороссийский с литерой «Б» на бумаге с «мозаикой» готовился с ноября по январь, а третий, заключительный — летом 1920 г в Феодосии с литерой «Я» на «мозаике» второго завоза.

О местах печатания я написал выше, так что здесь только хочу отметить, что ВСЮРовская 1000-рублёвка выпущена в народное обращение не в конце октября, а 30 сентября 1919 г. по старому стилю…



Цитата:

2) На части тиража знаков английского производства, отпечатанных в 1920 г с номиналами 50, 100 и 500 рублей, а также на пробных знаках феодосийского производства — 1, 3 и 5 руб.

1, 3 и 5 рублей с надписью «Государство Российское» тоже относятся к английским, а не к «пробным феодосийским»! Отпечатаны в Лондоне фирмой Waterlow & Sons. Доставлены в Крым в июле 1920 г. Оставлены белыми при эвакуации. Сожжены большевиками в топке котельной…



Цитата:

11. Среди экспедиций, работающих над ВСЮР-знаками, в частности над 1000-рублевыми, упомянута Ростовская. Знаки эти должны были появиться в обращении в «текущем месяце», т. е. в октябре 1919 г. (ростовская газета «Свободная Речь» от 19 октября 1919 г.)…

Опять двадцать пять! Я выше уже написал, что газеты в гражданскую войну питались слухами и поэтому им полностью доверять нельзя! Были, разумеется, газеты очень ответственные, в которых непроверенных сведений не публиковали, к таким я отношу, например, ростовскую газету «Приазовский Край», но большинство газет имели статус бульварных и крапали всякую ерунду! Мне, например, в одной ростовской бульварной газетёнке эпохи гражданской войны попалась заметка, что вот на днях выпущен Государственным Казначейством денежный знак номиналом в 90 рублей! Понятно, что опечатка! Но представьте, каково было читателям в 1919 году?! Они-то не понимали, что это опечатка, вполне могли подумать, что правда! Раз были уже выпущены 40 рублей, то почему бы не быть номиналу в 90 рублей? Что касается «текущего месяца», то тут никакой ошибки нет. 30 сентября 1000-рублёвку выпустили в Новороссийске (а возможно и в Одессе), а в октябре она разошлась по другим городам…



Цитата:

…24 октября «Таврический голос» (Симферополь) писал: «начаты печатанием новые 1000-рублевые знаки в г. Новочеркасске».

Здесь вообще всё очень просто. В те годы люди часто путали два похожих названия – Новочеркасск, Новороссийск. Ещё путали Екатеринослав и Екатеринодар. Думаю, и сейчас путают. Как говорится, нам, татарам, всё равно…


В. А. Лазарев. Ростов-на-Дону.

См.:

Владимирский М.В. Уточнение атрибутики казначейских билетов главного командования ВСЮР

 

 
©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна
Статья с сайта "БОНИСТИКА" www.bonistikaweb.ru, размещена с разрешения владельца сайта А.Г.Баранова.
 

Ссылки на тематические разделы СТАТЬИ

Тематически связанные разделы Каталога денежных знаков

Алфавитный указатель. Литера - Л (кир.) РОССИЯ
Гражданская война Крым и Юго-Восток России
. Эмиссии Ростовской Н/Д КГБ

Рекомендуемые статьи

Лазарев В.А. Денежный голод на Дону в 1918г.

Лазарев В.А. Каталог денежных знаков Ростовской Конторы Государственного Банка

Лазарев В.А. Краткая история донской валюты

Лазарев В.А. МИКРОПОДПИСИ НА ДОНСКИХ БАНКНОТАХ

Лазарев В.А. Расчетные знаки РСФСР, выпущенные Ростовской фабрикой Гознака, 1921г.

Лазарев В.А. Фабрика Гознака в Ростове на Дону

ФОРМАТ ДОКУМЕНТА

HTML

CSD Лазарев В.А. Разбор статьи М. Владимирского «Уточнение атрибутики казначейских билетов главного командования ВСЮР»
 

ГЛАВНАЯ   КАТАЛОГ     МАГАЗИН     ФОРУМ     СПРАВОЧНАЯ    ПОРТАЛ   КОНТАКТЫ   ЕМАИЛ   ССЫЛКИ   ЗАМЕТКИ

 

 

Яндекс
 

 

КАТАЛОГ

СТАТЬИ ДОКУМЕНТЫ БИБЛИОГРАФИЯ АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ
РОССИЯ Государственные выпуски Подборка законов Российская Империя Каталоги России Алфавитный указатель городов России
ЕВРОПА Гражданская война БГК, законодательство Каталоги общие Нотгельды Германии
АЗИЯ Частные выпуски Подборка законов РСФСР-СССР-РФ Каталоги Германии Нотгельды Австрии
АФРИКА Военные выпуски Документы Банка России Каталоги Польши США NBN индекс городов
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Иностранные Государства Документы Гражданской войны Каталоги Европы США NBN USA индекс # чартеров
ЮЖНАЯ АМЕРИКА Фальшивомонетничество Законодательство Германии Каталоги Азии Поисковый индекс по странам
АВСТРАЛИЯ Водяные знаки РСФСР Законодательство государств Европы Каталоги США Поисковый индекс по бонам России

©  WWW.FOX-NOTES.RU

Все права защищены. Любое копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, публикация, перепечатка или любое другое распространение информации сайта FOX NOTES (www.fox-notes.ru), в какой бы форме и каким бы техническим способом оно не осуществлялось, строго запрещается без предварительного письменного согласия со стороны администрации сайта FOX NOTES. При цитировании информации наличие активной гиперссылки ссылки на сайт www.fox-notes.ru обязательно.