FOX NOTES все о бонистике

 

КАТАЛОГ     МАГАЗИН     ФОРУМ    ПОРТАЛ    СПРАВОЧНАЯ    КОНТАКТЫ    ЕМАИЛ

 

Статьи по бонистике
 
Общегосударственные выпуски
Гражданская война
Частные выпуски
Военные выпуски
ГОЗНАК
Иностранные Государства
Фальшивомонетничество
Реставрация
На правах рукописи
 
СТАТЬИ
ДОКУМЕНТЫ
БИБЛИОГРАФИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

 
 

FOX NOTES. Продажа бумажных денежных знаков. Бон.

АВТОР Вайнштейн Э.
НАЗВАНИЕ „ГРОШИ" УКРАИНЫ
ОПУБЛИКОВАНА Советский коллекционер. 1928, №4. С.1-4, №5, С.3-7.
ИСТОЧНИК ИНФ. www.bonistikaweb.ru
   

„ГРОШИ" УКРАИНЫ
 


Среди бесчисленного потока бумажных денежных знаков, выпущенных на территории б. Российской империи за время революции и гражданской войны, неряшливо, небрежно и наспех изготовленных, — совершенно особняком стоит Украинская государственная эмиссия. Денежные знаки Украины чрезвычайно интересны по замыслу и выполнению и являются характерной, но совершенно не изученной страницей украинского искусства. Большая часть знаков исполнена лучшими украинскими художниками, как Нарбут, Кричевский, Середа и другие, и это одно уже делает их ценными образцами украинской графики. Вся украинская государственная эмиссия состоит из следующих знаков:

Центральная рада:

Госуд. кредит, билет . 100 карбованцев 1917 г

" Казначейский знак . 25 „ 1918 „

50

Разменная марка . . 10 шагов „

20 „

30 ,

40 „

50

Гетманщина:

Госуд. кред. билет ...

2 гривны 1918 г.

1000

100 ,

500 ,

1000 „

.2000 , Казначейск. знак . . . 1000 карбованц. „

Последний знак печатался также петлюровским правительством в Каменец-Подольске в 1919 г. и в Варшаве в 1920 г.

3,6% казначейский билет 50 гривен 1918 г.

я я .. я

” 1000 „ Петлюровщина.

Казначейский знак . 10 карбованцев 1919 г.

„ ” • 6Э „ „

„ - 700

. • 250 Размен, казн, знак . 5 гривен.

За основание для вышеприведенной классификации взят момент фактического выпуска знаков в обращение.

Эмиссия Центральной рады.

Начало эмиссии на Украине было положено Центральной радой билетом в 100 карбованцев.

После состоявшегося постановления о выпуске вышеуказанного билета, проект его был заказан крупнейшему украинскому мастеру Г. Н. Нарбуту, имя которого неразрывно связано с возрождением украинского искусства. Нарбут чрезвычайно серьезно отнесся к порученной ему работе. Он постоянно твердил, что после долгого безвкусия, царившего на Украине, нужно прежде всего перевоспитать вкус народа, нужно его приучить к восприятию подлинного, настоящего искусства, тем более, что в прошлом творчество украинского народа дало нам массу изумительных произведений искусства, а поэтому, говорил он, все — вплоть до любой этикетки и вывески—все должно быть выполнено художественно и тонко. Именно этим и об'ясняется, почему Нарбут так горячо взялся за работу для экспедиции заготовления государственных бумаг („Экспедиция заготовки державних паперiв", как она называлась тогда в Киеве). Разработан проект этого знака в 100 карбованцев был блестяще: в основу его Нарбут положил использование различных мотивов украинского народного искусства (то же самое Нарбут вложил и в дальнейшие свои проекты „грошей").

Однако, когда знак был напечатан,— сам автор едва мог его узнать, до такой степени в литографии был изуродован рисунок. Это и неудивительно, так как хотя экспедиция помещалась в лучшей киевской* типографии б. Кульженко, но в это время графическое дело в Киеве находилось в весьма плачевном состоянии: не было ни подходящей бумаги, ни красок. Но если билет этот был неудовлетворительно выполнен в техническом отношении, то во всяком случае самый факт появления „собственных" украинских „грошей" был большим событием. Вот как описывает это М. Обидный в статье: „Графiка украинських грошових знакiв":

„Появление в возрожденном украинском государстве украинских денежных знаков вызвало необычайный энтузиазм среди населения.

В то время как неопределенные слова универсалов вызывали еще смутную тревогу — „новi грошi" с изображениями не царей и символов царской власти, а селян и пшеницы вливали веру и бодрость".

Этот первый украинский денежный знак напечатан на белой бумаге. Размер его: длина 171 мм. ширина 105 мм. Все билеты одной серии „АД" и имеют один номер „185". Лицевая сторона билета представляется в следующем виде: центральное место занимает эффектный картуш, обвитый со всех сторон пышным растительным орнаментом в стиле украинского барокко. Внутри восьмигранника картуша „Знак кн. Владимира" („тризуб") именно в том виде, как он изображен на монетах кн. Владимира, т. е. увенчанный крестом.1

Тут-же надпись „Державний Кредитовий Бiлет. Сто карбованцiв. Карбованiц метить 17,424 долi щирого золота". По бокам восьмигранника два овала: в левом снова тризуб, в правом „лук" — старый герб Киева, в той трактовке, как он встречается на документах начала XVII ст. Под картушем инициалы автора „Г. Н." (Георгий Нарбут). По бокам билета надпись „Украиньска Народня Республiка". Весь билет окружен зигзагообразной рамкой.

Оборотная сторона по сравнению с лицевой перевернута. Центральное место занимает здесь большая стилизованная цифра „100" и часто встречающийся на украинских коврах рисунок „килими" — цветок, растущий из горшка. По краям билета размещены виньетки в украинском народном духе, однако, вследствие несовершенства литографского исполнения — они совершенно не передают замысла художника.

Интересной особенностью являются надписи „сто карбованцев" на языках нацменьшинств Украины, т.-е. на польском, русском и еврейском языках. Билет этот, напечатанный в Киеве, в типографии б. Кульженко, впервые выпущен в обращение 24 декабря 1917 г. Эту дату нужно считать началом украинской эмиссии. Всего этих знаков было выпущено на сумму 53 250 тыс. карбованцев, причем очень много было фальшивых.

При эвакуации советской власти из Украины было увезено клише этого билета, поэтому несколько позже, во время гетманщины, было издано постановление об из'ятии этого билета из обращения, причем часть билетов (около 48%) была обменена, а часть аннулирована.

В народе этот знак получил название „Горпинки".

Следующим выпуском Центральной рады были казначейские знаки (Знак Державноi Скарбницi в 25 и 50 карбованцев). Происхождение этих знаков таково: Центральная рада заказала для Украины кредитные билеты в Германии; однако, вследствие недостатка в знаках было решено спешно напечатать временные расчетные знаки в Киеве до прибытия заказанных в Германии. Но печатание кредитных билетов (гривен) в Германии затянулось, и временные знаки приобрели большее, чем предполагалось, значение. Выпуск их производился с 6 апреля 1918 г. Сначала были выпущены знаки в 25 карб.; печатались они исключительно в Киеве. Несколько позже появились знаки в 50 карб.; печатались они сначала в Киеве с литерами „АК", а затем в Одессе с литерами „АО"; там же они печатались правительством ген. Деникина с литерами „АО 211" и выше. В народе они были известны под именем „лопаток". Нужно отметить, что знаков в 50 карб. было очень много фальшивых, поэтому установился обычай при расплате расписываться на деньгах в удостоверение того, что бумажка настоящая. Таким образом на бумажке накапливались десятки карандашных и чернильных подписей.

Для распознавания фальшивых знаков от настоящих в народе существовала масса примет, были на этот счет и официальные указания. Наиболее популярные признаки были следующие:

На оборотной стороне слева от картуша в растительном орнаменте
должны быть в настоящем знаке три двойки.

На той же стороне слева внизу в крайней овальной розетке должна быть цифра „5".

На лицевой стороне в подписи: „Лебiдь" должны быть тоже три двойки.

Оба знака в 25 и 50 карбованцев имеют одинаковый рисунок и отличаются друг от друга лишь красками. Проект обоих знаков выполнен художником А. Красовским, причем влияние Нарбута очевидно.

Лицевая сторона: на фоне, состоящем из сетки крестообразного рисунка, взятого из мотивов украинских народных вышивок, помещены две символические фигуры: слева украинского селянина во весь рост с лопатой в руке, справа селянки на корточках со снопом в одной руке и серпом в другой. Обе фигуры в украинских национальных костюмах—окружены орнаментом из украинский стилизованной флоры.

Пространство между фигурами обработано в стиле украинского барокко.

Вверху помещен герб Украины. Все это вместе с целым рядом прекрасных писарских росчерков, которыми так изобилуют старинные украинские документы, — создает приятную картину удачного использования мотивов украинского искусства. Влияние Нарбута несомненно: стилизованные фигуры селян трактованы именно по-нарбутовски (особенно мужская фигура), характерны и росчерки — ведь именно Нарбут увлекался образцами украинского „канцелярского" искусства, а эти росчерки берут начало именно оттуда.

Оборотная сторона: в центре расположен картуш, внутри которого помещены два профиля — мужской и женский—символизирующие старую, историческую казацкую Украину и новую „возрожденную". Вокруг картуша пышный растительный орнамент, опять-таки из стилизованной украинской флоры. Внизу слева орнаментная розетка, справа тризуб. Нужно отметить на той же стороне знака эффектные росчерки, заканчивающие цифры „50" и особенно удачную обработку фразы „за фальшувания караеться тюрмою", выполненную старо-украинским шрифтом, причем буквы так скомпанованы, что производят чисто орнаментальное впечатление. Среди этих знаков нужно различать по крайней мере две разновидности по двум вариантам в шрифте, на что в № 39 „Державного вiстника" за 1918 г. находим следующие указания:

„. . .Об'являеться що вийшли ще 5 серий знакiв в 50 карбованцiв в яких маються спiдуючи вiдмини:

Лицевая сторона без обозначения серии.

Надпись „Ходiть HapiBHi з кредитовими бiлeтами", вместо прежней: „Ходiть нарiвнi з кредитовим бiлетом".

3. На оборотной стороне—надпись „За фальшувания караэться тюрмою" вместо „за фальшувания караеться тюрмою".

Разменные марки: эти марки стоимостью в 10, 20, 30, 40 и 50 шагов печатались в Киеве и выпускались с 17 апреля 1918 г. по 5 января 1919 г. Выпущено их было на сумму 16 014575 руб., но ввиду большого количества подделок, они были аннулированы советской властью в марте 1919 г.

В народе к этим „грошам"-„маркам" сложилось несколько юмористическое отношение. Так, Е. Вировий в № 3 „Украинского Филателиста" за 1925 г. пишет:

„Де там тобi ходять, коли литають" казали бабы, коли вiтер видував im i3 рук (по поводу того, что на обороте их было напечатано: „Ходять нарiвнi з дзвiшкою монетою").

А д'тчата на Кшвщиш спивали co6i на вулицi

Колись були срiбнi грошi Теперь самi марки, Колись були гарнi хлопцi, Тепер самi шмарки..."

Автором рисунков марок в 10 и 20 шагов был Антон Середа, а остальных в 30, 40, 50 шаг.— тот же Нарбут. Марок этих появилось бесчисленное количество фальшивых, и Нарбут собрал для курьеза коллекцию подделок. Марки эти были напечатаны на картоне и с зубцами. Хотя клея на марках не было, но они все же иногда попадали на письма, и почта их пропускала. Марка в 10 шагов желтого цвета, рисунок — тризуб в лучах солнца, по бокам гирлянды стилизованных цветов.

Марка в 20 шагов—коричневая, рисунок - украинский селянин в крестьянской шляпе („бриль") с колосьями; в руках коса; сбоку тризуб. Это наиболее художественная марка и не даром часто ее ошибочно приписывают Нарбуту.

Марка в 30 шагов — синяя (ультрамариновая), рисунок: женская головка в профиль с венком на волосах. Эта головка, символизирующая, вероятно, Украину, заключает в себе античные элементы и в то же время трактована в чисто украинском духе. Здесь проявилось то, что впоследствии у Нарбута стало излюбленной манерой и что известно под, именем „украинизованной античности".

Марка в 40 шаг. — зеленая, 50 шаг. — красная. На обоих характерные нарбутовские; венки из типичных украинских цветов. Внутри венка — на марке в 40 шаг. — тризуб, в. 50 шаг. — орнаментированная цифра „50".

II. Эмиссия гетманщины.

Государственные кредитные билеты (в гривнах) были заказаны в Германии еще Центральной радой и по получении их предполагалось сейчас же изъять все временные суррогаты. Однако, Центральная рада так их и не дождалась — она пала прежде, чем были получены гривны. Первая партия гривен прибила уже при гетмане, и выпуск их Киевской конторой державного банка начался лишь 17 октября 1918 г. Именно этим объясняется, что на всех гривнах помещен заголовок: Украинська Народня Республика. Исключение составляют 1000 и 2 000 гривен, на которых надпись иная, характерная для гетманщины — Украинська Держава, так как эти билеты (1 000 и 2 000) были заказаны уже гетманским правительством.

Печатались гривны в Берлине в государственной типографии и на знаках имеются даже ее инициалы: R. D. — Reichs-Druckerei.

Согласно договору между Украиной и Германией, берлинская типография должна была изготовить украинских кредитных билетов на сумму IIV2 миллиардов гривен.

В счет этого Киевской конторой государственного банка было получено билетов на •сумму 3 906,5 миллиарда гривен, из них:

Билетов в 2 гривны на 17,6 млрд. гривен'

, „ 10 , „ 81,9 „

, 100 . „ 352,0 ,

„ 500 „ „ 1 155,0 „

„ 1 000 „ „1 500,0 „

„ „ 2 000 , „ 800,0 ,

Нужно отметить, что вся эта партия гривен выполнена с технической стороны хорошо, но все же гривны имеют большие погрешности в том смысле, что в “их далеко не точно переданы авторские .замыслы. Так, Нарбут был очень недоволен знаком в 500 гривен и отмечает это в своем дневнике — менi не подобаються2. Поэтому министерством финансов было поручено Нарбуту отправиться в Германию и там лично следить за печатанием билетов. В конце марта 1918 г. он должен был выехать, но эта поездка не состоялась, вероятно, вследствие запрещения немецкого командования.

Перейдем теперь к анализу каждого знака этой группы в отдельности.

Державний кредитовий бiлет 2 гривни. Рисунок этого знака исполнен проф. В. Г. Кричевским, инициалы которого В. К. имеются на лицевой стороне. Размер билета 108X70 мм. Напечатан билет на белой бумаге, покрытой с обоих сторон гильоширной сеткой (неодинаковой). Лицевая сторона состоит из следующего: посредине билета находится древовидный орнамент темно-зеленого цвета, от ствола которого отходят в обе стороны по пять криволинейных веточек; на нижних из них висят стилизованные треугольные плоды. Вся эта фигура, выполненная очень схематично, изображает вероятно священное древо—популярный мотив в украинском народном творчестве, часто встречающийся в народных вышивках (рушники), пряниках и т. д. По бокам помещены два квадрата, орнаментированных треугольниками, тоже часто встречающимися в украинском народном творчестве; в эти квадраты замкнуты криволинейные ромбы; в левом ромбе — цифра 2, в правом — тризуб, трактованный чрезвычайно интересно: если внимательно в него всмотреться, то перед глазами ясно встает несколько схематизированная и плоскостная фигура птицы — нижний удлиненный конец герба является в данном случае клювом, верхний — хвостом, боковые части — крыльями. Такое начертание тризуба имеет свои причины. Дело в том, что до сих пор еще не установлено точно, что именно изображает собой тризуб; известно лишь, что этот знак был эмблемой русского государства во времена Владимира. Наряду с этим имеется целый ряд гипотез, в свое время горячо обсуждавшихся. Среди них гипотеза проф. Кричевского заключается в том, что тризуб представляет собой изображение (в разрезе) сокола, бросающегося вниз головой на свою добычу. Этот сокол является по его мнению символом мощи, силы и поэтому этот знак и был гербом державы кн. Владимира. Не вдаваясь в оценку того, прав проф. Кричевский или нет, — нужно признать, что индивидуальная трактовка тризуба на билете в 2 гривны весьма ярка и убедительна. В отношении шрифта надо сказать, что он производит не совсем благоприятное впечатление, так как в нем чувствуются следы модерна. Об этом особенно приходится пожалеть, так как вся орнаментика этого знака взята из глубин старогоукраинского искусства и с ней прекрасно гармонировал бы шрифт, также разработанный в духе старого книжного и канцелярского искусства Украины. Весь билет покрыт точкообразной сеткой, по которой разбросаны три гильоширные розетки, причем поверх средней помещена еще одна ромбовидная розетка, а две боковые представляют собой криволинейные восьмиугольники со звездой посредине.

Оборотная сторона целиком разбита на квадраты, составленные в свою очередь из орнаментированных треугольников. Весь этот орнамент очень напоминает мотивы украинских народных писанок. В центре находится криволинейный ромб, внутрь которого помещен текст закона. По бокам расположены две одинаковые гильоширные розетки, а внутри их цифра — 2.

Державний кредитовий бiлет в 10 гривень. Билет напечатан темно-красной краской на белой бумаге. Размер билета: 139X90 мм. Рисунок выполнен Г. Нарбутом. Лицевая сторона состоит из орнамента рамки, герба и шрифта. Рамка, взятая с известной гравюры XVII века Афанасия Кальнофойского — План Киева — весьма интересна; состоит она из цветочного орнамента в стиле украинского барокко с 18 малыми и 2 большими розетками. Герб — тот же тризуб, однако, выполнен он совершенно отлично от описанного выше тризуба проф. Кричевского. Тризуб Нарбута состоит из двух переплетающихся между собой самостоятельных частей; внутреннее пространство герба заштриховано оригинально орнаментированной сеткой. Окружен герб двумя акантовыми листьями с цветком тоже в стиле барокко.

В этом именно билете мы впервые встречаемся с характерными элементами нарбутовского шрифта. Все надписи билета выполнены по образцам лучших графических произведений украинских „стародруюв". Особенно ясно выражено в шрифте влияние Пересопницкого евангелия, памятника искусства XVI в. На оборотной стороне приковывает к себе внимание центральная цифра 10, вся состоящая из цветов. Она выполнена целиком в той же манере, как и буквы изумительной Украйнськой Абетки Нарбута, к сожалению, оставшейся незаконченной. Очень эффектна и рамка; несколько тяжелая от множества деталей, она все же производит очень приятное впечатление. Интересно, что акантовые листья, положенные на этой рамке, трактованы совсем иначе, чем аканты барокко лицевой стороны билета; аканты эти (на оборотной стороне) значительно строже и выполнены уже в явно ампирном стиле. Очень хороши и угловые цифры —10, слегка напоминающие стиль Чехонина.

Державний кредитовий бiлет 100 гривень. Рисунок работы Г. Нарбута, инициалы которого имеются на лицевой стороне билета; интересно, что на оборотной стороне билета есть даже подпись художника—Г. Нарбут 18. Это единственный случай в эмиссии России, когда на денежном знаке художник полностью запечатлел свою фамилию. И нужно сказать, что этот пример заслуживает всяческого поощрения, ибо подписи художника на денежных знаках придают им особый художественный и исторический интерес. Этим как бы подчеркивается, что денежный знак, несмотря на свой утилитарный характер, может быть подлинным произведением искусства. Размер билета 180x120 мм. Общий цвет билета — синий.

Рисунок лицевой стороны состоит из большого овального венка из цветов плодов и овощей Украины с тризубом внутри; по бокам венка помещены две фигуры: слева крестьянка с серпом и снопом в руках в украинском национальном костюме, справа рабочий в фартуке, надетом поверх украинской крестьянской одежды, с молотом, обвитым лавром. Лицо рабочего представляет собой ничто иное, как портрет украинского народного философа Сковороды. Трудно сказать, что хотел выразить этим художник, но несомненно еще будут найдены материалы, которые прольют на это свет. Шрифт в том же нарбутовском стиле. Весь билет замкнут в гильоширную сетку в виде рамки. Края также покрыты светло-синей гильоширной сеткой, но особенно тщательно выполнена сетка, заполняющая среднюю часть, билета.

Оборотную сторону украшают две колонны, орнаментированные мелкими треугольниками (мотив, часто употреблявшийся Нарбутом); из капителей колонн выходят стилизованные цветы, пышными гирляндами обрамляющие билет. В центре помещен лавровый венок, внутри которого находится герб. Внизу между двумя; букетами украинских цветов находятся акантовые листья. Справа и слева от колонн расположены розетки, внутри которых находятся цифры — 100. Ниже помещен продолговатый картуш с текстом закона внутри. Под ним буквы — У. Н. Р. — орнаментированные растром3. Поля билета покрыты сеткой сиреневого цвета. Между колоннами ромбовидная сетка с цифрами —100. Билет этот нужно признать одним из самых удачных в нарбутовской серии; весь он выдержан в стиле так называемого украинизированного ампира.

Державний кредитовий бiлет 500 гривень. Размер билета 185x119 мм. Работа Нарбута.

Лицевая сторона состоит из медальона, двух венков с гербами, текста и сеток. Медальон представляет собою равносторонний восьмиугольник, внутри которого помещена женская голова, символизирующая Украину. Этот мотив был уже применен Нарбутом на марке в 30 шагив. Венки состоят: левый из; колосьев, переплетенных лентой, правый из; цветов и плодов (тоже обвитых лентой); внутри обоих венков — гербы Украины, В шрифте хорошо орнаментирована надпись—„пятсот гривень": контур букв напечатан черной краской,, середина покрыта желтым растром. Рамку билета составляют 56 гильоширных розеток; оранжевого цвета, наложенных одна на другую. Поля вокруг рамки заполнены сеткой бледно-палевого цвета. Внутри рамки — гильоширная сетка в виде голубых лучей, расходящихся от медальона. Общий тон лицевой стороны желто-голубой.

Оборотная сторона: посредине расположен щит бледно-желтого цвета с гербом внутри. Поле щита покрыто зеленой орнаментно-гильоширной сеткой. Снаружи щит, окаймленный коричневым растром, окружает комбинированная сетка, состоящая из гильоширной сетки бледно-желтого цвета и поперечной растерной, бледно-коричневого цвета. Бледно-желтой линией эта сетка отделяется от другой, комбинированной из двух: из гильоширной голубой и бледно-коричневой растерной. По углам билета орнамент из трех наложенных одна на другую голубых гильоширных розеток с гербами. Над щитом и под ним — тройные гильоширные розетки. Текст закона в щите просвечивает сквозь герб. Цифры 500 по бокам богато украшены цветочными гирляндами. Надписи— „500" и „гривень" исполнены тем же нарбутовским шрифтом. Этим заканчивается часть серии гривен, выполненная Нарбутом. Проекты остальных знаков этой серии (1 000 и 2 000 гривен) принадлежат художнику Ив. Модзалевскому, заведывавшему художественно-граверным отделом экспедиции заготовления государственных бумаг.

Державний кредитовий бiлет 1000 гривень. Размер 197X125 мм. Лицевая сторона состоит из рамки, герба, окруженного орнаментом, сеток и текста. Боковая часть рамки состоит из двух пилястров4, имеющих одинаковые базы и капители, на которых расположены розетки из 6 лепестков, заключенные в венки. Пилястры обработаны двумя канелюрами5, между которыми прорезаны три белые гильоширные полосы. Верхняя и нижняя часть рамки состоят из кусков так же обработанных пилястров, в просвете между которыми находятся старые гербы Киева XVII в. Мотив этой рамки (без гербов) целиком взят с фриза Братской церкви во Львове. Гербы Киева, помещенные на верхней и нижней стороне рамки, отличаются друг от друга. И на верхних, и на нижних гербах изображена так наз. куша, т.-е. лук-самострел (от французского слова couche), однако, фактура их различна: гербы, помещенные вверху, относятся к первой половине XVII в. (на щите немецкого типа самострел направлен влево и занимает всю поверхность щита). Нижние гербы изображены в том виде, как они встречаются на документах второй половины XVII в. Щит не немецкого, а французского геральдического типа; куша повернута не влево, а вверх. Орнамент, замкнутый внутри вышеописанной рамки, напечатан оранжевой краской и выполнен в духе итальянского ренессанса.

В центре герб тризуб, окруженный лавровым венком с орнаментными перевязями (такой же точно венок имеется в панегирике: „В'брш'Ь на жалосный погреб зацного рыцаря Петра Конашевича Сагайдачного" 1622 г.6 Тризуб Модзалевского совершенно не похож на рассмотренные раньше гербы Нарбута и Кричевского: резко отличается средняя верхушка герба, боковые части стали выпуклыми. Однако, этот вариант нельзя признать удачным. В рамке гильоширная орнаментная сетка—„плетенка" бледно-желтого цвета. Внутри венка гильоширная розетка на фоне оранжевых растерных линий. Шрифт ничего особенного собой не представляет; временами в нем ясно сказывается влияние Нарбута, хотя в начертании отдельных букв чувствуется попытка создать нечто самобытное. Оборотную сторону “оставляют: синяя рамка, орнамент которой в стиле ренессанса можно встретить в украшениях изделий из бронзы и серебра. Внутри рамки сетка „плетенка" желтого цвета. Слева помещен картуш с текстом закона, справа — большая орнаментированная надпись: 1 000 гривен, в которой цифра 1 000 покрыта цветочным, слово гривен — цепевидным, а пространство между буквами — линейным орнаментом.

Державний кредитовий бмет 2 000 гривень. Размер билета 203x132 мм. Лицевая сторона окаймлена широкой орнаментной рамой. Орнамент рамы разбит на чередующиеся большие и меньшие прямоугольники. Посредине боковых сторон рамы помещены розетки, на верхней стороне орнамент из комбинации трех розеток; средняя из них овальной формы выступает своим верхним и нижним краями за раму; гильоширный орнамент розетки повторяет несколько раз своим рисунком контур самой розетки; две боковые розетки прикрыты серединой гильоширной розетки и имеют форму заполненного сетчатым орнаментом восьмигранника; поверх этой комбинации розеток помещена цифра — 2 000. Посредине нижней стороны рамы находится прямоугольник с надписью— року 1918, — заполненный сетчатым орнаментом, мотив которого — крестообразная звезда — повторяется по длине прямоугольника 8У2 раз, а по ширине 10 раз. По углам рамы находится по одному орнаментальному квадрату с цифрой 2 000 внутри. Внутри рамы в голубой гильоширной сетке находится рисунок из комбинации пяти покрывающих друг друга орнаментированных кругов разной величины. Средний круг заключает в себе тризуб, окруженный венком — повторение того же мотива, что и на билете в 1000 гривен. Внутри венка гильоширная розетка с крестовидным рисунком в центре. Боковые круги украшены звездчатым орнаментом с розетками в центре. Цвет орнамента, как и сетки — серо-голубой. Сетка лицевой стороны двоякого рода: 1. голубая гильоширная сетка с орнаментом из ромбов с чередующимися кружками и овалами внутри, 2. коричневая сетка из поперечных ровных линий, покрывающая всю лицевую сторону билета, за исключением полей и прямоугольника с датой на нижней стороне рамы. В шрифте отметим надпись: ядвi тисячи гривень", в которой буквы покрыты цепевидным орнаментом из колец, не связанных между собой и где в слове — двi — не поставлено точки над i. На оборотной стороне билета помещена рамка, по орнаменту представляющая собой повторение рамки оборотной стороны билета в 1000 гривен; точно также надпись 2 000 гривен тождественна с надписью 1000 гривен. Вообще оба последние билета имеют много общих элементов и даже при беглом их рассмотрении становится ясным, что они принадлежат одному автору.

3,6% казначейские билеты.

Кроме государственных кредитных билетов, в Германии печатались 3,6 % казначейские билеты. Законодательное постановление о выпуске их опубликовано было радой7 министров 31 мая 1918г. (см. „Державний вестник" №> 8). Проект этих билетов был выполнен Нарбутом, однако, несмотря на то, что они печатались в Германии — они производят очень неблагоприятное впечатление и совсем непохожи на эскизы Нарбута. Во время печатания они подверглись большим изменениям и поэтому очень потеряли с художественной стороны: немцы вставили свои орнаменты, свои сетки, не говоря уже о перемене цвета.

Впрочем, сразу можно отличить, что осталось от рисунка Нарбута. Так, например, заслуживает внимания ампирная группа эмблем гетманской власти (бунчуки, булавы) с гербом на картуше чисто архитектурного типа посредине. Инициалов Нарбута на этих знаках не имеется. Об'ясняется это тем, что они изготовлялись лишь по эскизам Нарбута и поэтому репродуцировать их фотографическим способом было невозможно. В народе эти билеты были известны под именем аэропланов. Эти билеты, имевшие хождение наравне с денежными знаками, все имеют одинаковый рисунок и отличаются лишь цветом. Наконец, последний знак гетманщины, выпущенный перед самым падением:

Знак Державной Скарбницi 1000 карбованцiв. Рисунок худ. Золотова. Размер билета 190Х 120 мм- Народное название — рябi и гетманки.

Лицевая сторона: центральную часть занимает большой картуш с надписью: Знак Державной Скарбниць Сверху этот картуш украшен скрещенными булавою и бунчуком, тремя стилизованными колосьями и лентой с надписью: Украинська Держава. По бокам картуша свисают две гирлянды из стилизованных плодов и листьев. Справа и слева от главного картуша находятся еще два картуша поменьше, украшенных вверху лавровыми венками. Внутри левого картуша надпись: „Ходiть наравнi з кредитовими бiлэтами", в правом фигура „козака з рушницей"8 — эмблема, часто встречающаяся на старых казацких знаменах в гетманских печатях и являвшаяся, по некоторым источникам, государственным гербом старой гетманской Украины XVII — XVIII вв. Чтоб создать впечатление вышитого наряда в фигуре казака — в сетке оставлены белые просветы, и эту мысль нужно признать весьма удачной. Кроме того, под средним картушем помещен еще один картуш малого размера с орнаментированной цифрой 1000 внутри. Под нижним картушем помещены изображения печатей — одна выполнена в виде рельефного оттиска (конгрев), другая — красной краской. Эти две эмблемы выполнены под безусловным влиянием Нарбута: ведь именно он в споре, что принять за герб Украины, предлагал „козака с рушницей" в картуше стиля барокко, а в качестве нашлемника9 — знак кн. Владимира.

Оборотная сторона: на фоне, состоящем из фронтона с двумя створками-пилястрами и из постамента, на котором поставлены две усеченные колонны с картушами, находится большой картуш с надписью „1000 карбованщв" внутри; вокруг него свисают сочные гирлянды плодов и листьев. Вверху находится еще один меньший картуш с тризубом внутри и гирляндами снаружи. По бокам большого картуша, опершись на него, стоят две женские фигуры в платьях, богато украшенных выше колен и на корсажах орнаментом (барокко); одна женщина держит в руках булаву,, другая — рог изобилия. На головах обоих женщин диадемы, в волосах вплетены длинные развевающиеся ленты. Боковые края рисунка заканчиваются свисающими гирляндами плодов и листьев, очень напоминающими гирлянды каменной лепки на стенах Киевского-Софийского собора. Нужно сказать, что вся оборотная сторона билета строго выдержана в стиле барокко и прекрасно передает пышность, сочность и жизнерадостность этого, стиля.

Эмиссия петлюровщины.

После падения гетманщины в декабре 1918 г. власть в Киеве10 перешла в руки Петлюры; но уже 1 февраля 1919 г. Киев был взят советскими войсками, и директория перекочевала в Винницу, а оттуда в Каменец-Подольск; здесь петлюровское правительство удерживалось свыше года, продолжая, между прочим, печатание денежных знаков. К этому периоду так называемой каменецкой эмиссии относятся следующие знаки:

Знак Державной Скарбницi 10 карбованцiв— красного цвета. Рисовал знаки худ. Золотов, гравировал Гришманюк. В то время как этот знак печатался в Каменце, он одновременно выпускался советской властью в Киеве. Народное название „десятка".

Знак Державной Скарбницi 25 карбованцiв — 1919 г. В отношении авторства рисунка литературные данные расходятся: по одним сведениям автор — худ. Романовский, по другим — Приходько.

Знак Державной Скарбницi 100 карбованцiв. Рисовал Нарбут. Сначала на билете была надпись: „Державний Кредитовий Бiлэт У. Н. Р. 200 гривен", но затем она была переделана на „Зн. Держ. Скарбн. 100 карб. Укр. Держава". Народное название „богдановки".

Знак Державной Скарбнищ 250 карбованцiв. Рисовал худ. Романовский. Народное название „птички", „канарейки", „фейгели". Кроме этой серии, в Каменце продолжался выпуск знаков державной скарбницы в 1000 карбованцев и 3,6% билетов.

Из денежных знаков этого периода, наиболее удачным является знак в 1 000 карбованцев; остальные в художественном отношении интересны менее предыдущих выпусков центральной рады и гетманщины. И, наконец, последыш украинской эмиссии — розмiнний знак 5 гривен — совсем уже убог и художественного интереса не представляет.

Вот что сообщает о нем Миколо Обидний: „...в Станиславове в 1919 г. экспедицией заготовления государственных бумаг выпущен разменный знак в 5 гривен, когда возникла большая нужда в мелких купюрах. Какому художнику принадлежит проект этого знака? И никому и сразу трем. Случилось так, что заведующий художественно - граверным отделом, художник И. Модзалевский, оставил эту должность, а преемник его, худ. Подушко, еще не приступил к работе. Поэтому за изготовление проекта взялись врид. управляющего экспедицией Данильченко и помощник его Каневец. Они выпилили орнаменты из клише различных денег, которые уже выпускались, и соединили их в один знак. А именно: овал с тризубом взяли из десяти карбованцев работы худ. Золотова, квадрат с тризубом из марки в 10 шагов А. Середы; круг с казаком из 1000 карбованцев работы худ. Золотова, но самый этот значок (печатка) принадлежит не Золотову, а проф. Нарбуту (Золотой его туда Лишь вставил). При первом выпуске этого знака произошла еще неприятная типографская ошибка, а именно: в надписи —„5 гривень"— пропущена была буква р.

Так в Украинской эмиссии отразились типичные черты национального движения на Украине 1917—19-20 г. Начало движения, сопровождавшееся общим культурным подъемом, дало серию знаков высокой художественной ценности; конец же его, вылившийся в формы реакции и шовинизма, оставил нам мало интересные знаки.

Последыш эмиссии — знак 5 гривен — является характернейшим документом периода упадка и крушения всей петлюровщины.

Примечания:

1. По поводу этого креста позже вспыхнул жаркий спор—должен быть крест на тризубе или нет—однако, было доказано, что крест на монетах, стоящий над тризубом, н последнему никакого отношения не имеет: вокруг идет надпись, начало которой находится над тризубом: в начале надписи и стоит крест, что часто встречается в начале славянских рукописей (смысл креста: „начинай, осенясь крестом"). Поэтому позже Центральной радой этот знак был принят в качестве герба Украины уже без креста и именно в таком виде этот знак появляется на всех дальнейших билетах.

2.

3. Особый тон, достигаемый посредством специального чертежного прибора.

4. Колонки.

5. Украшения.

6. Ода на печальное погребение благородного рыцаря и т. д.

7. Советом.

8. С ружьем.

9. Нашлемник — верхняя часть герба.

10. В то время по всей Украине шла ожесточенная гражданская война.



Использованная литература.

Барсуков — Правительственные печати Малороссии от времен Стефана Батория до Екатерины II, „Киевская Старина", 1887, IX.

„BicTник Ради Народных М1н1стрив", 3 918, № 19.

„Державний Вiстник"—Киев, 1918, НК 14, 39, 53, 79, 80.

В Модзалевский и Г. Нарбут—Допитання про державний герб Украини, „Наше мiнуле", Киев, 1918, № 1.

Грошi Украинськой Держави 1917—1920, Львiв, 1923. Изд. Ставропигийского института.

М. Обидний, Графика украинських грошових знакiв, „Стара Украина XII".

„Бумажные денежные знаки, выпущенные на территории бывшей Российской империи за время с 1769 по 1924 гг." Изд. уполномоченного по филателии и бонам. Москва, 1924 г.

Калиновский, Денежное обращение Украины, „Советский коллекционер", М., 1925, № 10—11.

Д. Щербакiвский, Реликвii старого Киiвського самоврядування, Киев, 1926.

Е. Вировий, Поштовi Марки Украшьскоi Народньоi Республiкi, „Укратський фiлятелiст", Вена, 1925, № 3.

Ф. Ернст, Г. Нарбут — Життя и творчiсть, Киев, 1926.



Советский коллекционер. 1928, №4. С.1-4, №5, С.3-7.

 
©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна
Статья с сайта "БОНИСТИКА" www.bonistikaweb.ru, размещена с разрешения владельца сайта А.Г.Баранова.
 

    

 

ГЛАВНАЯ   КАТАЛОГ     МАГАЗИН     ФОРУМ     СПРАВОЧНАЯ    ПОРТАЛ   КОНТАКТЫ   ЕМАИЛ   ССЫЛКИ   ЗАМЕТКИ

 

 

Яндекс
 

 

КАТАЛОГ

СТАТЬИ ДОКУМЕНТЫ БИБЛИОГРАФИЯ АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ
РОССИЯ Государственные выпуски Подборка законов Российская Империя Каталоги России Алфавитный указатель городов России
ЕВРОПА Гражданская война БГК, законодательство Каталоги общие Нотгельды Германии
АЗИЯ Частные выпуски Подборка законов РСФСР-СССР-РФ Каталоги Германии Нотгельды Австрии
АФРИКА Военные выпуски Документы Банка России Каталоги Польши США NBN индекс городов
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Иностранные Государства Документы Гражданской войны Каталоги Европы США NBN USA индекс # чартеров
ЮЖНАЯ АМЕРИКА Фальшивомонетничество Законодательство Германии Каталоги Азии Поисковый индекс по странам
АВСТРАЛИЯ Водяные знаки РСФСР Законодательство государств Европы Каталоги США Поисковый индекс по бонам России

©  WWW.FOX-NOTES.RU

Все права защищены. Любое копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, публикация, перепечатка или любое другое распространение информации сайта FOX NOTES (www.fox-notes.ru), в какой бы форме и каким бы техническим способом оно не осуществлялось, строго запрещается без предварительного письменного согласия со стороны администрации сайта FOX NOTES. При цитировании информации наличие активной гиперссылки ссылки на сайт www.fox-notes.ru обязательно.